Колено XIII
(Середина - вторая половина XVIII века)
ОТЕЦ: | XII-16/12.Борис Васильевич |
XIII-14/16. | Петр Борисович |
ДЕТИ: |
XIV-5/14 Прасковья Петровна |
Родился около 1749 г., умер после 1813 г. С военной службы отставлен с чином поручика (до 1776 г.). Согласно межевым книгам 1777 года являлся владельцем деревни Зиновская Мышкинского уезда Ярославской губернии (ГАЯО, дело 3462).
Являлся одним из двух основных пожертвователей (1000 рублей) на строительство каменной кладбищенской Иоанно-Воиновской церкви в г. Коврове (1809 г.). Первая церковь на кладбище села Коврово была деревянной с престолом в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В XVII столетии при Покровской церкви упоминается придел во имя святого Иоанна Рыльского, однако, к концу века эта церковь перестала существовать. Новый храм уже при городском кладбище Коврова возвели в 1780-х гг. и освятили во имя святого великомученика Иоанна-Воина. Это была также деревянная церквушка. Самостоятельного причта она не имела и была приписана к городскому Христорождественскому храму. Церковь быстро изветшала и к началу XIX века появилась надобность в возведении нового храма. По существовавшему тогда порядку епархиальное начальство приказало благочинному священнику Александру Михайловичу Широкогорову осмотреть старый деревянный храм и подтвердить необходимость строительства нового. В своем ответе в консисторию А. М. Широкогоров отметил, что церковь действительно ветха, более походит на старый дом «…и тем делает безобразие как тому месту, которое она занимает, так и целому городу…». Об истории строительства новой церкви говорится в книге Н. В. Фролова и Э. В. Фроловой «История земли Ковровской»: «Многие из ковровчан полагали, что надо на городском кладбище построить новую церковь, но долго никто не решался брать инициативу постройки храма в свои руки. И все же такой человек нашелся. Им стал дворянин Петр Борисович Ошанин. Постепенно у него родился замысел личным участием
Поставленная на более возвышенном месте, чем Христорождественский храм, Иоанно-Воиновская церковь, небольшая по размеру, издалека была видна со стороны Клязьмы. Для путников, двигавшихся к Коврову с южной стороны, по дороге из села Павловское через деревню Шашево, колокольня храма Иоанна Воина открывалась раньше всех остальных городских строений. Со времени постройки новой кладбищенской церкви прежнее «кладбище князей Ковровых» получило наименование Иоанно-Воиновского. А образ храма естественно получил в уездном городе значение символа местного кладбища. Видный земский деятель Владимирской губернии, действительный статский советник Александр Петрович Смирнов, посетивший Ковров в середине 1830-х гг. вспоминал, что жители города в связи с этим изменили даже слова известного тогда романса «Не дивитеся, друзья»: вместо слов «И сложу мою голову неоплаканну» в Коврове распевали «И сложу мою голову Ивану Воинственнику». Церковь Иоанна Воина находится в западной старой прибрежной части города, на пересечении улиц Першутова и Урицкого, вместе с Рождественским и Преображенским соборами организует прибрежную цепь вертикалей на первом плане панорамы города со стороны реки. Здание сложено из кирпича на известковом растворе. Стены побелены. Памятник представляет тип трехчастного храма, у которого основной объем – высокий бесстолпный четверик крыт кровлей на четыре ската по своду. Основной объем завершается восьмигранным глухим барабаном с полусферическим железным покрытием. С запада к зданию церкви примыкает высокая трехъярусная колокольня, крытая четырехскатной кровлей по сомкнутому своду. В плане здание представляет квадрат основного объема, к которому с востока примыкает небольшой прямоугольник апсиды с полукругом. С запада к основному объему примыкает большой квадрат трапезной с небольшим квадратом первого яруса колокольни. Декоративное оформление отличается простотой. Широкие плоские лопатки на северном и южном фасадах с частью стены под карнизом образуют как бы нишу, обрамляющую два ряда окон. Орнаментальная полоса карниза, которую составляют два ряда кирпича с выступающими углами, на основном объеме повторяется на апсиде. Над цоколем проходит ряд поребрика. Низ левого яруса колокольни покрыт сплошным рустом. Вход в здание находится с западной стороны через первый ярус колокольни. Основной объем перекрыт сомкнутым четырехлотковым сводом. Широкие арочные проемы соединяют основной объем с апсидой и трапезной. Трапезная перекрыта сомкнутым сводом. Апсида – конхой. Оконные проемы в первом ярусе основного объема были прямоугольной формы с широкими откосами. Окна второго яруса света в основном объеме арочной формы с широкими откосами. В апсиде и трапезной оконные проемы арочной формы с широкими откосами. В трапезной над окнами распалубка. Окна в апсиде и основном объеме заложены, также заложены дверные проемы с северной и южной сторон основного объема. В трапезной оконные заполнения – двойные деревянные рамы и металлические решетки. Стены оштукатурены и побелены, в апсиде и трапезной – окрашены. Пол в здании церкви – каменные плиты. В трапезной сделан новый деревянный настил. Трапезная с первым ярусом колокольни соединяется прямоугольным дверным проемом. В центральной части первого яруса колокольни свод крыт за плоским деревянным современным перекрытием. В южной части колокольни свод коробовый. Пол в колокольне выложен метлахской плиткой. Памятник представляет пример архаичной для начала XIX века культовой постройки, в декоративном оформлении которой использованы элементы древнерусской и барочной архитектуры. До 1888 г. Иоанно-Воиновская церковь была приписана к Христорождественскому собору, а с 1888 г. – кладбищенская церковь с отдельным причтом. Церковь была закрыта в 1934 г. Старинное многовековое кладбище было разорено. Началось разграбление церковного имущества и варварское разорение сложившегося
В 1943 году во всем СССР начали открываться уцелевшие храмы. На такой шаг государство пошло, чтобы использовать авторитет Русской Православной Церкви в сборе средств на нужды армии. Было восстановлено патриаршество, из тюрем и лагерей стали возвращаться немногие оставшиеся в живых священнослужители. Был открыт и Иоанно-Воиновский храм. Правда, когда надобность в нем отпала, церковь снова закрыли в 1946 году. До начала 1960-х гг. там размещался городской музей, а затем торговая база и склад. В 1994 году храм возвратили церкви. После многих перипетий она приведена в должный вид и снова открыта для прихожан. Во время восстановительных работ был найден массивный памятник с могилы богатейшего человека Коврова, фабриканта-миллионера Ивана Андреевича Треумова (личность колоритная и неоднозначная). Сейчас это надгробие стоит на почетном месте у северо-востока алтаря бывшего кладбищенского храма. В 2006 году на месте входной часовни над могилами князей Ковровых был поставлен православный крест (см. фотографии выше) – символический памятник князьям Ковровым и многим поколениям ковровчан, нашедших упокоение на кладбище при церкви во имя святого великомученика Иоанна-Воина. В настоящее время в храме служат священники Сергий Цибряев и Михаил Бунтилов. П. Б. Ошанин жил в сельце Горки Судогодского уезда Владимирской губернии (1813 г.). Помещик части сельца Кирсаниха Суздальского уезда Владимирской губернии,
Жена: Княжна Анастасия Федоровна Коврова (упоминается в 1655-1682 гг.), дочь князя Федора Петровича Коврова (умер в 1628 г.), суздальского и московского дворянина, и его жены Федосьи Ивановны (умерла до 1655 г.). Владелица сельца Новоселки с пустошами Суздальского уезда Стародуборяполовского стана (1655-1682 гг.)). Показала после смерти сестры Марии Федоровны, что «опричь ее, вдовы Настасьи с детьми, иных родственников Ковровых никого не осталось» (25.1.1668 г.). Вероятно, последняя представительница рода князей Ковровых. Ковровы: ветвь князей Стародубских. Василий Ковров в 1505 г. был послан наместником в Пермь. Внук Василия, Осип Ковров, в 1587 г. усмирил взбунтовавшихся луговых черемис. В честь фамилии князей получило свое название село Коврово, в дальнейшем став городом Ковровом. ________________________ История ковровского суда; Метрическая книга церквей г. Коврова и Ковровского уезда за 1783 г.; Фролов Н.В. Владимирский родословец. Вып. 1. Ковров, изд-во ТОО «БЭСТ-В», 1996; Фролов Н.В. и Фролова Э.В. История земли Ковровской. Ковров, "БЭСТ-В", 1997; Фролов Н.В. и Фролова Э.В. «Ковров православный». Изд. "БЭСТ-В", ООО "Маштекс", Ковров, 1999 г.; Фролов Н.В. и Фролова Э.В. О храме Ивана Воина в Коврове. Ковров, 1998 г. |
Авторы возражают против полного или частичного воспроизведения данного труда, в том числе и в Интернете, без их письменного разрешения. По любым вопросам, связанным с Родословием, обращаться по эл. почте v.ochanine@sfr.fr |