Согласно утверждениям потомков, представивших в XVII веке родословные росписи, основателем рода Ошаниных является «муж честен» Стеня (Стефано), выехавший на Русь из Венецийской земли еще при Дмитрии Донском (1350-1389 гг.), около середины XIV века, и принявший при крещении в Москве имя Федора или Федота. Эта гипотеза была широко использована старинными родословцами и очень часто встречается в исторической литературе.
|
Венеция. Гравюра XIV века |
Однако некоторым специалистам Стеня – Федот представляется фигурой вымышленной. Историк П. А. Садиков, например, считал необходимым
«отбросить в этом сказании легендарный выезд Стени (может-быть просто какого-нибудь Степана)».
Действительно, начиная с эпохи Ивана Грозного, который любил щеголять фразой «Я не русский, мои предки немцы», иностранное происхождение начинает считаться на Руси особенно почетным. Родоначальник-иноземец становится объектом вожделения каждой аристократической семьи и для отыскания такового применялись невероятные измышления и натяжки, подделка документов и т. п.
|
Венецианские купцы
XIV века |
Эта тенденция особенно усилилась при царе Федоре Алексеевиче (1676-1682 гг.), издавшем указ о составлении первой в России родословной книги. Оказалось, что большинство высшего русского дворянства ведет свое начало от всевозможных
«честных мужей», некогда выселившихся на Русь
«из прус», «из немец», «из свеев», «из фрягов», «из грек», в крайнем случае «из ляхов» или из Литвы. Всего было представлено 933 родословных и из них 804 оказались иностранного происхождения. Несомненно, некоторые из них действительно шли от нерусских корней и о своем происхождении писали правду. Но подавляющее большинство было, конечно, иностранцами такого же порядка, как Иван Грозный.
Историк С. В. Стрельников считает, что основоположником рода Ошаниных является не Стеня а некий Юрий, от которого и пошли Ильины, Грязные, Молчановы и Ошанины.
Мы будем придерживаться наиболее распространенной версии, связанной со Стеней или Стефано, прибывшим на Русь из Венеции.
Каратаев М. Норманская болезнь в русской истории. Антинорманизм. Сборник Русского исторического общества. Том 8 (156). М. 2003; Михайлова И.Б. Служилые люди Северо-Восточной Руси в XIV – первой половине XVI века: Очерки социальной истории. СПб., 2003; Садиков П.А. Царь и опричник. Века. Под. ред. А.И. Заозерского и М.Д. Приселкова. Пг., 1924. Вып. 1; Славянская Энциклопедия. Киевская Русь – Московия. Изд. «Олма-Пресс». М., 2001; Стрельников С.В. Потомки ростовского боярина. «Древняя Русь. Вопросы медиавистики», № 1/15, март 2004 г; Энциклопедический словарь. Изд. Ф.А.Брокгауз и И.А. Эфрон. СПб., 1897. Т. XXII.
|