в начало

Колено XIV

(Вторая половина XIX века – первая треть ХХ века)

ОТЕЦ: XIII-3/1.Александр Иванович

XIV-1/3.

Дмитрий Александрович

ДЕТИ: XV-1/1 Николай Дмитриевич
XV-2/1 Анна Дмитриевна
ХV-3/1 Павел Дмитриевич
ХV-4/1 Михаил Дмитриевич
ХV-5/1 Александр Дмитриевич
ХV-6/1 Василий Дмитриевич
ХV-7/1 Евлампия Дмитриевна
ХV-8/1 Евдокия Дмитриевна
ХV-9/1 Александра Дмитриевна
ХV-10/1 Мария Дмитриевна
ХV-11/1 Елизавета Дмитриевна
ХV-12/1 Иван Дмитриевич

Родился в 1771 г., умер после 1827 г. Похоронен в с. Котцыно, владельцем которого он являлся (см. карты на стр. 132-133), при Воскресенской (Казанской) церкви, им построенной в 1827 году.

В военной службе с 1.1.1783 г. Участвовал в войне 1812 года. Отставной подпоручик.

За ним 124 души во Владимирский губернии. В архивах имеется прошение Александра Ивановича Ошанина, утвержденное в 1802 г. Шуйским уездным судом, о передаче им родового имения во владение сына его Дмитрия Александровича Ошанина.
Церковь Воскресенья Христова в селе Котцыно. Фото А. Богданова. 2012 г.


Жил в селе Сидоровское Шуйского уезда Владимирской губернии (1815 г.), в селе Котцыно Шуйского уезда Владимирской губернии (по левую сторону Николо-Шахтомского проселочного тракта из с. Иваново в с. Пупки), где выстроил в 1827 г. каменную церковь в честь Воскресенья Христова (Воскресенская церковь, она же Казанская). От усадьбы Д. А. Ошанина, стоявшей неподалеку, сохранились остатки парка к северо-западу от церкви. Церковь стоит в центре села, на возвышенности над прудом. Расположение памятника эффектно и разумно с точки зрения
Несколько видов Воскресенской церкви села Котцыно в ее теперешнем состоянии. Фото А. Богданова. 2012 г.
организации окружающего пространства. Стройная многоярусная колокольня, увенченная высоким шпилем, красиво контрастирует с однородной застройкой села, широкими полями, окружающими село, которые на горизонте завершены полоской леса. Само село раскинулось наподобие буквы "Т", геометрический центр которой принадлежит памятнику. Крутой холм, на котором стоит церковь, со стороны села спускается к пруду. К северо-западу от церкви раскинулся великолепный парк с липовыми аллеям.

Вертикаль колокольни поддерживается массивным объемом четверика, увенченным большим барабаном с купольным покрытием и маленькой изящной луковичной главой. Общая композиция сооружения получает законченный вид благодаря соответствию горизонтальных и вертикальных членений церкви, гармонии ее объемов.

Она представляет собой бесстолпный, однокупольный храм трехчастного сечения. К четверику с востока примыкает полукруглая абсида алтаря, с запада – трапезная и колокольня. Общая длина церкви снаружи по продольной оси равна 31,7 м, максимальная ширина – 12,9 м. Здание симметрично относительно продольной оси. Все сооружение выполнено из кирпича разных размеров.

Конструктивная система церкви традиционна: на несущих продольных и поперечных стенах покоятся перекрытия, имеющие в четверике завершение в виде купольного свода, в трапезной - плоского перекрытия, завершенного снаружи двухскатной кровлей. Колокольня трехярусная с квадратным в плане основанием и цилиндрическим верхним ярусом. Кровля покрыта листовым железом. Луковичная глава четверика покрыта железным лемехом. Стены памятника снаружи и внутри оштукатурены и покрашены клеевой краской.

Декоративное убранство характерно для культовых сооружений позднего русского классицизма и имеет ряд общих черт с архитектурой гражданских сооружений. Некоторые архитектурные элементы к настоящему времени, к сожалению, утрачены. Так, на южном и северном фасадах четверика в прошлом были портики с треугольными фронтонами, следы от которых остались на обоих фасадах. Портик был украшен колоннами и поддерживался металлическими связями, которые также сохранились. Первый световой ярус четверика имеет по три с каждой стороны прямоугольных окна, над которыми расположены небольшие полукруглые окна.

Декоративным элементом фасадов четверика являются плоские прямоугольные пилястры с примитивными капителями, выполненными из кирпича. Пилястры украшают также фасады трапезной и простенки между окнами барабана. Алтарная часть, решенная в виде вытянутой прямоугольной абсиды, имеет три оконных проема тех же пропорций, что в трапезной и летней церкви, над ними находятся полукруглые ниши, глубина которых – 5 см. Это единственное, если не считать еще подкровельного карниза, украшение фасадов алтаря. Карниз одинаков по фасадам алтаря, трапезной и первого яруса колокольни. Он имеет просто прямоугольный профиль и выполнен из кирпича. Трапезная имеет 5 окон: два по бокам и три (с меньшими боковыми) посередине. Над боковыми оконными проемами размещены круглые розетки наподобие неглубоких ниш (5 см), оси которых совпадают с осями окон. Над тройным «итальянским» окном также находятся декоративные ниши, общий абрис которых полукруглый. Наружные стыки стен трапезной закруглены в виде рустованных полуколонн, ширина руста равна тройной высоте кирпича (22,5 см).

Интерьер памятника, полностью соответствует его конструктивному решению. Все помещения симметрично расположены вдоль продольной оси и анфиладно соединены друг с другом. Колокольня, являющаяся входом в церковь, соединяется с трапезной невысокой дверью прямоугольного очертания, которая, по-видимому, сделана позже, чем сам памятник. С внутренними помещениями четверика связь осуществляется через три полукруглые арки: большая в центре и две меньших размеров по бокам. Арочный проем соединяет также летнюю церковь и алтарную часть. Художественное оформление интерьера памятника почти полностью утрачено: значительно переделаны и искажены дверные проемы, утратила свой первоначальный вид южная стена трапезной, на которой прорублены деревянные ворота, стены закопчены и частично разрушены. Однако конструктивные архитектурные элементы сохранились; оконные проемы в трапезной имеют прямоугольные завершения, перекрытие потолка здесь также плоское; в четверике и на барабане – окна арочные. Сохранились также чугунные решетки на окнах – витая диагональ на окнах первого светового яруса и прямоугольная сетка с круглой розеткой в центре – на окнах барабана. Летняя церковь имеет купольный свод на парусах, в алтарной части – конха, в нижнем ярусе колокольни – крестовокупольный свод. Монументальная живопись в церкви почти полностью утрачена. Остатки ее сохранились на барабане и частично на внутренних стенах четверика. В проемах между окнами барабана изображены в рост фигуры восьми святых. Купол украшен фресками с изображением Богоматери и витающих вокруг нее ангелов. Нижняя часть барабана украшена живописным орнаментом, в красках которого преобладает серый цвет и терракота. Характер живописи позволяет отнести ее ко времени сооружения церкви.

В отделе рукописей РГБ в Москве хранится объявление Шуйского помещика подпоручика Дмитрия Александровича Ошанина в Шуйский земский суд об освобождении от работы крестьянина вотчины князя Якова Голицына деревни Лупоново Гороховской округи Абрама Андреева, не выполнившего обязательств подряда на обжиг кирпича для строительства церкви в селе Котцыно (ф. 544-1-40).

Церковь была закрыта решением облисполкома от 23 июня 1940 г. и переоборудована под клуб. Затем памятник был превращен в склад местного колхоза, располагавшийся здесь до конца 1970-х годов. До 1996 г., когда Воскресенская (Казанская) церковь была передана Русской Православной Церкви, она находилась в полуразрушенном состоянии. Судя по приведенным выше фотографиям 2012 года, никаких работ по реставрации храма произведено не было.

За Д. А. Ошаниным числились сельцо Измайлово (см. карту на стр. 163) Шуйской округи Владимирской губернии и сельцо Онучево Юрьевской округи Костромской губернии. Д. А. Ошанин являлся также владельцем поместья в Нерехотском уезде Костромской губернии.

В отделе рукописей РГБ в Москве хранится квитанция от 15.2.1831 г., выданная Нерехотским уездным предводителем дворянства Павлом Кобылиным, о получении рекрутских денег с поместья Дмитрия Александровича Ошанина в том же уезде (ф. 544-1-46). Рекрутские деньги (тысяча рублей с рекрута) выплачивались за рекрутов, освобожденных от личной повинности. В архивах имеется послужной список. В Ивановском областном архиве хранится личный фонд Д. А. Ошанина.

Жена: Ольга Михайловна Ковылина (родилась в 1777 г., умерла после 1853 г.). Согласно документу от 2.2.1810 г. (ф. 544-1-34), хранящемуся в отделе рукописей РГБ в Москве, являлась помещицей деревни Колюбяково Хвалынской округи Саратовской губернии. Владела имениями во Владимирской, Костромской, Саратовской губерниях (1810 г.). За ней числилось 56 душ в разных уездах (1827 г.) (ГАВО. Ф.556. Оп.107. Д.133. Л.258). В браке с Дмитрием Александровичем Ошаниным родила 12 детей: Николая, Анну, Александра, Павла, Михаила, Василия, Евлампию, Александру, Марию, Елизавету и Ивана.


Архив ГИМ (Государственный исторический музей). Ф. 139, 4, л. 9; Березин В., Добронравов В. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2, М, Наука, 2000; Головщиков К.Д. Деятели Ярославского края. Выпуск 2. Ярославль, 1899; Ополовникова Е.А. Казанская церковь с. Котцыно. 1971 г.; Российская государственная библиотека. Отдел рукописей; Великий князь Николай Михайлович. Российский провинциальный некрополь. Москва, 1914; Список с дворянской родословной книги с внесением в нее фамилий дворянских родов по 6 сентября 1844; Фролов Н.В. Владимирский родословец. Вып. 1. Ковров, изд-во ТОО «БЭСТ-В», 1996.

Авторы возражают против полного или частичного воспроизведения данного труда, в том числе и в Интернете, без их письменного разрешения. По любым вопросам, связанным с Родословием, обращаться по эл. почте v.ochanine@sfr.fr