в начало

Колено XVIII

(Середина – вторая половина XIX века)

ОТЕЦ: ХVII-13/24.Лев Васильевич

ХVIII-17/13

Елена Львовна

ДЕТИ: ХIX-13/17. Наталья Петровна Майская- Ошанина (Проскурникова)

Родилась в Санкт-Петербурге 8 сентября 1912 г., умерла в 1996 г. в Москве. Похоронена на Ваганьковском кладбище.

В раннем возрасте переехала с семьей в Ташкент, где закончила среднюю школу.
Слева: Лена Ошанина в трехлетнем возрасте. Справа: Елена Львовна Ошанина. Ташкент, 1966 г.


Затем Елена Львовна поступила на романо-германский факультет Ленинградского университета, на отделение английского языка, который закончила с отличием в 1937 г. В тот же год, после расстрела мужа, Петра Михайловича Майского, вернулась с дочерью в Ташкент, где стала преподавать английский язык в Среднеазиатском государственном университете.

Упоминается в воспоминаниях антрополога Татьяны Петровны Кияткиной о Льве Васильевиче Ошанине: : «Елена Львовна преподавала английский на кафедре германо-романских языков в САГУ. Шатенка, с слегка вьющимися пушистыми, причесанными на прямой пробор волосами, карие, широко расставрасставленные глаза с такой же складочкой верхнего века, как у Льва Васильевича, несколько широкоскулое лицо с чуть смугловатой кожей, прекрасная линия рта – такой была Елена Львовна».

Проработала в Среднеазиатском государственном университете до выхода на пенсию (1987 г.) сначала простым преподавателем, затем доцентом и, наконец, с 1963 г., заведующей кафедрой английской филологии на романо-германском факультете и заведующей кафедрой иностранных языков. В 1953 г. защитила кандидатскую диссертацию при МГУ.
Елена Львовна в узбекском национальном костюме. Ташкент, 1930-е годы


Из воспоминаний ее бывшей студентки : «Заведующей кафедрой романо-германского (английское отделение) была та самая Елена Львовна Ошанина (Майская), которая вела у нас лексику и внеклассное чтение – человек необыкновенного благородства, ума и доброты. Мы все ее любили и глубоко уважали. Она была чудесной женщиной, и я всегда ее помню.».

Елена Львовна многократно упоминается в воспоминаниях «Дни минувшие» Н. Я. Дьяконовой, российского литературоведа, профессора, доктора филологических наук, члена Правления Байроновского общества в Лондоне.

«Я училась в одной группе с Галкой Ошаниной Ошаниной (В семье и среди друзей Елену Львовну принято было называть, неизвестно по какой причине, Галкой), ), дочерью Льва Васильевича (XVII-12/24), выдающегося антрополога и этнографа, которого советская власть долго топтала — выгоняла с работы и арестовывала за верность генетике и критику ее невежественного ниспровергателя Лысенко. Только в шестидесятые годы, незадолго до смерти, ему удалось выпустить несколько томов своих сочинений.»

«В конце года вместе с подругами Наташей Амосовой (Талкой) и, Галкой Ошаниной-Майской, которая после крушения своего первого брака вышла замуж за крупного партийного деятеля Майского, вскоре уничтоженного советской властью, я до умопомрачения готовилась к государственным экзаменам.»
Статья об Е. Л. Ошаниной в газете «Ташкентский университет» за 23.10.1987 г.


Муж 1 : Петр Потапов. Однокурсник Елены по романо-германскому факультету Ленинградского университета. Позже погиб в сталинских лагерях.

О нем упоминается в мемуарах И. М. Дьяконова «Книга воспоминаний» (Игорь Михайлович Дьяконов (1915-1999 гг.) —советский и российский историк-востоковед, лингвист, специалист по шумерскому языку, сравнительно-исторической грамматике афразийских языков, древним письменностям, истории Древнего Востока. Доктор исторических наук): «Талка Амосова встретила в университетском коридоре Петра Потапова – красавца блондина, бывшего мужа ее и Нининой подруги Галки Ошаниной, – и имела с ним настораживающий разговор. Потапов давно выбыл из их дружеской компании, потому что действительно отвратительно поступил с Галкой; сейчас он был женат на преподавательнице Буштусовой.»
Елена Львовна в узбекском национальном костюме. Ташкент, 1930-е годы


Муж 2 : Петр Михайлович Майский. Родился в 1905 г. в г. Самарканде в семье рабочего-железнодорожника. Свою трудовую деятельность начал в 1918 году рабочим на железной дороге. В 1922-1925 годах работал кузнецом, помощником машиниста, в 1923-1929 годах — заведующим агитпропом (отделом агитации и пропаганды) Ашхабадского горкома комсомола, заведующим отделом политпросвещения Ашхабадского облоно, красноармейцем в Кулябе, заместителем секретаря Горно-Бадахшанского обкома комсомола. В 1929-1932 годах работал заведующим орготделом культпропа Горно-Бадахшанского обкома, заведующим сектором парткадров ЦК КП (б) Таджикистана. В 1932-1934 годах учился в институте Востоковедения в Ленинграде, в 1934-1935 годах работал начальником политотдела Исфаринской МТС, с января 1935 г. по 1936 - 1-й секретарь Исфаринского райкома КП(б) Таджикистана. (до 1937 г. ?).

Высшее образование получил в Ленинграде. Работал этнографом. Связал свою жизнь с Памиром. Принимал активное участие в борьбе с басмачами.

В 1935 году опубликовал в № 3 журнала «Советская этнография» высоко оцененную специалистами статью «Следы древних верований в памирском исмаилизме».

Был расстрелян в период сталинских репрессий, в августе 1937 г. В 1956 г. полностью реабилитирован.

Возможно, хотя доказательств для этого не имеется, что основанием для его ареста, проведения расследования и последующего осуждения к высшей мере наказания явилось письмо полпреда СССР в Великобритании Ивана Михайловича Майского, посланного небезызвестному секретарю ЦК ВКП(б) Л. М. Кагановичу в 1934 году:

Лондон, 10 ноября 1934 г.

Уважаемый Лазарь Моисеевич,

Будучи недавно, во время моего отпуска, проездом в Ленинграде, я узнал, что недавно в Ленингр[адском] институте восточных языков имелся член партии студент Петр Михайлович МАЙСКИЙ, который везде выдавал себя за моего родного брата, полагая, очевидно, что столь близкое родство с полпредом в Англии может быть для него в том или ином отношении выгодным или полезным. В настоящее время этот самый Петр МАЙСКИЙ является, насколько я знаю, начальником политотдела Исфаринского района Таджикской ССР.
Настоящим считаю необходимым заявить, что я никогда не имел ни родного, ни двоюродного брата Петра МАЙСКОГО и что, стало быть, названный Петр МАЙСКИЙ является в данном отношении самозванцем. Поскольку названный товарищ занимает сейчас весьма ответственный пост начальника политотдела, я считал своим долгом сообщить Вам приведенный факт, который бросает несколько своеобразный свет на моральную физиономию Петра МАЙСКОГО. С товарищеским приветом

Полпред СССР в Великобритании

И. Майский


О его деятельности в Средней Азии можно прочитать в сборнике рассказов и повестей Павла Лукницкого «Памир без легенд»:

«В том, тридцатом году русских людей, постоянно живущих на Памире, было еще очень немного. Почти все они хорошо знали друг друга. Я говорю: именно друг друга, ибо трудная, полная опасностей жизнь в малоисследованной высокогорной стране обычно приводила их к дружеским отношениям между собой. Вот одна из любопытных особенностей сложившихся там отношений: кроме подлинных фамилий, в ходу часто были и псевдонимы и прозвища, – русские, таджикские, шугнанские...

Один из таких русских людей, Петр Михайлович Майский, ставший жителем и знатоком Памира, порой забывал свою настоящую фамилию. В зависимости от того, в каких горных районах – в Дарвазе, в Каратегине, в Мургабе ли, или в Бадахшане происходили встречи, друзья иногда звали его и Дымским, и Кашиным, и Маиска, а шугнанское прозвище "Дустдор-и-руси" (что в переводе означает «русский охотник-любитель») так накрепко пристало к нему, что, например, в селениях Шугнана и Горана его иначе и не звали. Это было удобно, потому что за советскими работниками, особенно за коммунистами, следили, а случалось, на них и охотились вражеские лазутчики, подосланные тайными английскими резидентами.

Мы знали, что за голову Петра Майского, умело и бесстрашно боровшегося с басмачами, английской разведкой было обещано десять тысяч рублей золотом или серебром. Он этим даже гордился, а местное население, очень его любившее, исподволь, так, что он даже не знал, охраняло его в горах от подбиравшихся к нему врагов, когда на коне или пешком он пробирался дикими козьими тропинками по своим делам вдвоем-втроем с друзьями или в излюбленном им одиночестве...».


Дочь (от П. М. Майского) : Наталья Петровна Ошанина.


Дьяконов И.М. Книга воспоминаний. СПб., 1995; Дьяконова Н.Я. Минувшие дни. Факультет филологии и искусств СПбГУ, Санкт-Петербург, 2009; Избранная переписка с российскими корреспондентами. В двух книгах. Книга 1. 1900-1934. М., Наука, 2005; Каландаров И. Они были первыми. (из Интернета); Кияткина Т.П. Памяти посвящается. Антрополог Лев Ошанин; Майский И.М.; Лукницкий П. Памир без легенд (Повести и рассказы); Майский П.М. Следы древних верований в памирском исмаилизме. — Советская этнография, № 3. Москва — Ленинград, 1935.

Авторы возражают против полного или частичного воспроизведения данного труда, в том числе и в Интернете, без их письменного разрешения. По любым вопросам, связанным с Родословием, обращаться по эл. почте v.ochanine@sfr.fr