Колено XVI
(Середина – вторая половина XIX века)
ОТЕЦ: | ХV-34/13.Дмитрий Дмитриевич |
ХVI-33/34 |
Николай Дмитриевич |
ДЕТИ: |
ХVII-24/33. Елена Николаевн |
Родился 12.12.1843 года; крещен того же числа в с. Еропкино Данковского уезда (см. карту на стр. 235, т. I); восприемники: прапорщик Федор Дмитриевич Ошанин (XV-30/13) и жена штабс-капитана Павла Ивановича Биби-кова, Анна Дмитриевна. Умер (казнен ?) весной 1878 г.
Мария Николаевна получила хорошее домашнее об-разование и, едва достигнув двадцати лет, вышла замуж за Н. Д. Ошанина. В 1874 г. у нее родилась дочь Елена, кото-рую без матери воспитывала бабушка – Любовь Данилов-на. В 1876 г. Мария Николаевна переехала в Санкт-Петер-бург и поступила на фельдшерские курсы при обществе Святого Георгия. Тогда же М. Н. Ошанина под влиянием революционера-шестидесятника Петра Григорьевича За-ичневского (автора знаменитой прокламации «Молодая Россия») стала социалисткой и вошла в революционный кружок «Орлят». «Якобинские» взгляды П. Г. Заичневского (1842-1896 гг.), руководившего этим кружком, сыграли ре-шающую роль в формировании ее собственного мировоз-зрения. В 1875 г., оставив дочь на попечение матери, М. Н. Ошанина уехала в Петербург, где, поступив на фельдшер-ские курсы, сблизилась со сторонниками П. Н. Ткачева (1844-1886 гг.). Позднее она установила связи с «деревенщиками», участвовала в Ростовском поселении «Земли и воли» (1877 г.), а затем (в качестве хозяйки конспиративной квартиры в Харькове) в попытке освобождения летом 1898 г. револю-ционера-народника Порфирия Ивановича Войнаральско-го (1844-1898 гг.). Вступив в том же году в «Землю и волю», М. Н. Ошанина во время ее раскола летом 1879 г. поддер-жала «политиков» и в августе 1879 г. вошла в ИК (Испол-нительный комитет) «Народной воли». Ее первый муж, Н. Д. Ошанин, умер весной 1878 г. и новым мужем стал член ИК «Народной воли» Александр Иванович Баранников (1853-1883 гг.), с которым она обвен-чалась летом 1879 г. Вот что писал об этом браке в 1881 г. сам А. И. Баранников в своих показаниях в Жандармском управлении: «На вопрос о том, женат ли я или холост, отвечаю: женат в 1879 году, кажется, 15 апреля я сочетался законным браком с вдовой Марьей Николаевной Ошаниной, урожденной Оловениковой, под фамилией и по документам сына священника Вятской епархии, бывшего студента Петровско-Разу-мовской Земляческой [Земледельческой] академии Ипполита Константиновича Кошурникова. Обстоятельства, при которых совершился этот брак, следующие: с г-жей Ошаниной я позна-комился в Петербурге во время пребывания ее на фельдшерских курсах при общине св. Георгия весной 1877 года. Знакомство было чисто студенческое, так что сказать, кто меня пред-ставил ей, довольно затруднительно: на это не обращалось вни-мания. До 1879 года мы встречались много раз при моих при-ездах в Петербург. В одно из моих посещений я был приглашен ею в деревню погостить; приглашением этим я и воспользовался весной 1879 года. Перед приездом я сделал ей письменное пред-ложение, она его приняла и в Орел я приехал уже как ее жених.»
Прожив несколько месяцев второй половины 1879 г. в Петербурге, М. Н. Ошанина с начала 1880 г. по апрель 1882 г. находилась в Москве, руководя московской группой «На-родной воли», а с апреля 1881 г. целый год – и всей орга-низацией (вместе с Л. А. Тихомировым). «Очень умная, с огромным характером», она «отличалась не женским мужест-вом, хладнокровным и не поддающимся никакому колебанию», – вспоминал о М. Н. Ошаниной Л. А. Тихомиров. «Ее прекрасные светские манеры, умение себя держать, вовремя ска-зать, что нужно, вовремя промолчать, устроить так, чтобы внушить собеседнику свою мысль, как будто его собственную, перейти, когда нужно, на дружескую короткость отношений все это привлекало к ней мужчин», – добавлял он. Кроме то-го, у М. Н. Ошаниной были и неплохие организаторские способности: «Она умела собирать вокруг себя людей и привязывать их к себе, умела и командовать ими». Все эти качества объясняют ту роль, которую М. Н. Ошанина играла в «Народной воле». С Л. А. Тихомировым (1852-1923 гг.) ее сбли-жали общая ориентация на заговор и государственный пе-реворот и прохладное отношение к террору. В отношении дальнейших действий взгляды М. Н. Ошаниной в значи-тельной степени расходились с Программой ИК: она счи-тала необходимым, чтобы сразу после переворота револю-ционная власть ввела декретами основы нового строя. В статье В. С. Лебедева «Положение партии в данный мо-мент», написанной несомненно под ее сильным влиянием, говорилось, что в случае отсутствия массового народного движения Временное правительство само «производит эко-номический переворот: уничтожает право частной собственности на землю и на орудия крупного производства». Только после этого можно созывать Учредительное собрание, получающее всю полноту власти в стране – утверждалось в статье. Подобная позиция, предлагавшая нечто похожее на революционную диктатуру и принижавшая роль народа в осуществлении социальных преобразований, была, без со-мнения, «якобинской», хотя признание необходимости созыва Учредительного собрания к концу революции отде-ляло М. Н. Ошанину от крайних «якобинцев» типа П. Н. Ткачева. В апреле 1882 г., будучи тяжело больной (у нее были сильнейшие мучительные мигрени), М. Н. Ошанина уеха-ла из Москвы за границу и с мая 1882 г. жила в Париже. В 1883-1886 гг. она была секретарем редакции журнала «Вест-ник Народной воли», а в 1890-х гг. принимала участие в деятельности «Группы старых народовольцев». Интересны воспоминания о ней, которыми подели-лась ее соратница Галина Федоровна Чернявская, более из-вестная по имени мужа, очень известного революционера, П. П. Бохановского, с В. М. Черновым, автором книги «Пе-ред бурей» (Минск, 2004 г.) «Знала ли я Полонскую? Еще бы! Мы ведь обе родом из Орла, и у нас был общий учитель и вдохновитель Петр Григорьевич Зайчневский – чистый тип шес-тидесятника, причастного еще к нелегальным предприятиям Чернышевского; обаятельная личность и прирожденный ора-тор – пламенный и волнующий. Могучего роста и телосло-жения, с громовым голосом, с победительной осанкой, с редкой силою и красотою речи. Никогда в своей жизни не видела я человека, способного так ярко развернуть перед слушателями трагедию великой французской революции, освещенную с точки зрения крайних якобинцев. Она вставала перед нами, как живая, она снилась нам ночью, и самих себя мы видели во сне ее участницами. Весь тот выводок юношей и девушек, которых Зайчневский распропагандировал и благословил на работу и борьбу в России, слыл под именем “русских якобинцев”; а кое-кто из нас и сами так себя именовали. Все мы сразу влились в «Народную волю» и почти все миновали предыдущую фазу чис-того народничества, для которой характерна идеализация му-жика. С ней Маша никогда помириться не могла, и я знала на-родников и народниц, бледневших от ужаса, когда она про-износила звучавшие для их ушей святотатством слова: «Я лю-блю и в то же время ненавижу крестьян за их покорность и терпение». И так же порою бледнели, слушая ее, люди другого типа: не сразу появившиеся среди нас анархо-бакунисты, ве-рившие в чудодейственное преображение народа под влиянием вспышкопускательства и бунта. «Бунт, – говорила она, – пред-полагает стихию-толпу. Но толпа – не народ; перерождает толпу в народ только народоправство, только самоуправление. Народная воля родится лишь в нем – вот почему, только когда мы, “Народная воля”, в кавычках, дезорганизуем самодержавие и сокрушим его, явится народоправство, народ и народная воля – без кавычек». Никакие авторитеты на нее не действовали. Вот, например, хотя бы наш революционный ангел-хранитель, наш опекун по конспиративной части – Александр Михайлов. Он долго не мог отрешиться от одной из иллюзий старого народ-ничества: увлекался раскольниками, мечтал о превращении го-товой их тайной организации в подсобную для народовольчес-кой. Все мы его бесконечно уважали и ценили; но в этом пункте скептицизм Маши не уставал посягать на его иллюзии и дос-тавил ему немало огорчений. К нам, немногим в партии “яко-бинцам”, недоверчиво присматривался вначале и Желябов: не внесем ли мы в партию разнобоя, не захотим ли сузить дви-жение до искусства организации заговора для захвата – за спи-ною народа – власти? Но примирился с нами, убедившись, что наш “якобинский душок” – это прежде всего требование стро-гой организационной централизации и дисциплины. А на исходе борьбы, на закате “Народной воли”, я уже в наших спорах име-ла случай говорить, что на деле все мы, члены Исполнительного комитета, мыслим и действуем, как якобинцы. Галина Федоров-на много рассказала мне о полной драматизма жизни Ошаниной и подвинула ко мне стоявший на ее столике в рамке небольшой портрет. «Конечно, – прибавила она, – эта поздняя фотография – лишь отдаленный намек на ее красоту в молодости. Здесь она – только тень самой себя. Но вглядитесь в эти тонкие, изящ-ные черты лица. Мысленно оживите эти глаза – они у нее были темные, с поволокой. Представьте себе затаившуюся в углах ее красиво очерченных губ лукавую улыбку. Вера Фигнер, Мария Ошанина и, позднее, Анна Корба – это были три красавицы в Исполнительном комитете...». О другом интервью М. Н. Ошаниной, пишет в своем письме Е. Б. Лопатиной от 10.10.1970 г. Варлам Шаламов: «С Ошаниной (она умерла рано, лет сорока) успел провести большое интервью М. Р. Попов, знаменитый народоволец, позд-нее чернопеределец. Сведения об этой беседе не отразились в романе, а жаль, ибо Ошанина в нашем революционном движе-нии фигура крупнее, чем Фигнер или Перовская». В середине 1880-х гг. М. Н. Ошанина тесно сблизилась с эмигрировавшим во Францию одесским народовольцем Ильей Адольфовичем Рубановичем (1859-1922 гг.), став-шим ее третьим мужем. Социалист-революционер, публи-цист. Писал под псевдонимом И. Ильяшевич. Окончил фи-зический факультет Новороссийского университета, кан-дидат физических наук. С 1870 г. участвовал в движении народовольцев, был арестован, в 1882 г. бежал за границу. Поселился во Франции. Работал библиотекарем в Турге-невской библиотеке в Париже. Эсер. В 1890-х годах член Группы старых народовольцев. Представлял партию в Ин-тернационале, входил в его руководящие органы. Вел жур-нал La Tribune russe. Сотрудничал в газете Humanit?. В 1920- 1922 гг. печатался в журнале Революционая Россия (Таллин, Берлин). Похоронен на кладбище Монруж под Парижем. Их сын – Рубанович Петр Ильич – врач-психиатр, об-щественный деятель. Жил в Париже. Доктор медицины. Руководил клиникой. Член Общества русских врачей име-ни Мечникова. В 1930-е выступал с докладами о современ-ном лечении психических заболеваний.
С 1896 г. здоровье М. Н. Ошаниной резко ухудшилось: участились мигрени, развились хронический катар желуд-ка и малокровие. М. Н. Ошаниной овладела навязчивая идея, что если ее товарищи находятся «взаперти» в своих камерах в Шлиссельбургской крепости, то и ей нельзя ос-таваться на свободе, а тоже надо быть «взаперти». Все это привело к тяжелому нервному расстройству, и М. Н. Оша-нина оказалась в лечебнице для душевнобольных. Там она заболела острым воспалением легких и 8(20) сентября 1898 г. умерла. В июне 1898 г. М. Н. Ошанина написала завещание, которое приводится полностью: «Желая оставить моим друзьям память о человеке, а не о трупе, и в то же время полагая, что «последние почести» (нелепый обычай), которые они соч-тут себя обязанными воздать моему телу, лишь бесполезно обострят их горе по поводу моей смерти, я прошу их предоста-вить иностранцам заботы о моих останках и воздержаться от присутствия при моем смертном одре и похоронах. Сами похороны, впрочем, должны быть из наиболее простых: погребаль-ные дроги последнего разряда, общая яма. Я бы охотнее пред-почла кремацию, но с условием, чтобы пепел был брошен, раз-веян, а не собран и храним кем бы то ни было. Я не хочу ни ре-чей, ни венков, ни приглашений на похороны и, само собой разу-меется, я не хочу биографий. Нужно ли еще прибавить, что мои похороны должы быть гражданскими? Составлено и подписа-но моею рукою в Париже 22-го июня 1898 г. Марина Полонская. ...Что касается до рукописей и писем, я отдала их давно на хранение в верные руки, чтобы не доставить русскому консулу (этому лакею, которого я презираю почти столько же, как и его господина) удовольствия захватить их после моей смерти. Я надеюсь, что господин консул и все его агенты будут мне бла-годарны за мое распоряжение, так как оно избавит их от позо-ра нового процесса, довольно с них, я полагаю, дела Савицкого ипроцесса, который мы возбудили против них.» (Савицкий Людвиг Адольфович – польский революционер. В 1884-1888 годах отбывал ссылку в Сибири. Покончил с собой в Париже 11 февраля 1893 года. Агентура русского посоль-ства пыталась захватить его бумаги, но эмигранты воспре-пятствовали ей в этом). Тем не менее М. Н. Ошанина была похоронена в отдельной могиле в присутствии друзей. Некролог был помещен в газете «La Petite R?publique» от 4.10.1898. Оловениковы: дворянский род, восходящий к первой половине XVII века. Перфилий Федорович Оловеников был дьяком сибирского приказа (1675 – 1678 гг.), разряд-ным дьяком и думным дьяком. Род Оловениковых внесен во II и VI части родословной книги Орловской губернии. Бережанский А.С. Съезд землевольцев в Липецке; Государствен-ный архив Российской Федерации. Ф. 1762. Оп. 4. Д. 606. Л. 32 (Завещание М.Н. Ошаниной); Иохельсон В.И. Первые дни Народ-ной Воли. Пг., 1922; Кан Г.С. Идейные «еретики» «Народной во-ли»; Кузьмин Д. [Колосов Е.Е.] Народовольческая журналистика. С.103, 105, 116—118 (свидетельства С.Я. Елпатьевского, П.С. Ива-новской, И.И. Майнова); Минкин А. Школа ненависти; Ошанина М.Н. К истории партии Народной воли. Былое. 1907. № 6; «По-казанiя» М.Н. Полонской. С предисловием Э. С. Журнал «Былое», №6, 1907 г., стр. 1-2; Полынкин А. Сводящая с ума революция. Сес-тры Оловениковы; Тихомиров Л.А. Тени прошлого. В бегах по России. ГАРФ. Ф. 634. Оп. 1. Д. 36. Л. 30; Л. 31об.—32; Троицкий Н.А. Завещание Марии Ошаниной. Журнал «Советские архивы», №3, 1968 г.; Фигнер В. Полн.собр. соч. Т. 1. С.164; Фроленко М.Ф. Собр. соч. Т. 2. М., 1932. С.14; Цымрина Т.В. Софья Перовская. Политический портрет. Изд-во ТРТУ. Таганрог, 2006; Чернов В.М. Перед бурей. Минск, 2004. Чернявская-Бохановская Г.Ф. Мария Николаев-на Оловеникова. М., 1930; Шаламов В.Т. Письма В. Т. Шаламова к Е. Б. Лопаткиной. Письма из прошлого. Звезда. 1994. № 1; |
Авторы возражают против полного или частичного воспроизведения данного труда, в том числе и в Интернете, без их письменного разрешения. По любым вопросам, связанным с Родословием, обращаться по эл. почте v.ochanine@sfr.fr |